top of page
novasteam24

В 1801 году морской министр Пьер-Александр Форфэ

В 1801 году морской министр Пьер-Александр Форфэ на встрече с первым консулом Французской республики Бонапартом сообщил, что в последнее время его увлекает одна идея. Он вознамерился построить большое количество канонерских лодок и прамов и объединить их в «малый флот», который позволил бы перевезти французскую армию через Ла-Манш. «Надо отказаться от старых способов войны на море и произвести революцию в этом деле. Давайте насытим Канал мелкими кораблями, и вы сможете его пересечь в июле или августе, когда стоит ясная спокойная погода»,— заверял министр. Мысль запала в душу Бонапарта, и он решил посоветоваться с высшими морскими офицерами: с адмиралами Брюи, Латуш-Тревилем и Вильнёвом. Все они выступили против подобного строительства. Брюи предложил воздержаться от создания «москитного» флота, назвав это бесполезной затеей, отнимающей деньги и ресурсы. Однако первый консул закусил удила: он уже всё решил.«Местом строительства «малого флота» был выбран порт Булонь-сюр-Мер на севере Франции. Весной сюда прибыл вице-адмирал Флота Океана Луи-Рене Лавассор де ла Туш, граф де Тревиль, которого в историографии часто называют Латуш-Тревилем. Он намеревался руководить реконструкцией порта и начать строительство плоскодонных десантных судов. На берегу было сосредоточено девять батальонов пехоты и некоторое количество кавалерии. Строительство велось с размахом: в Булонь-сюр-Мер было спущено на воду 193 плоскодонных судна разных типов и 23 сторожевых шлюпа. Плоскодонки начали строить также в Гавре и Кале. В подконтрольной Франции Голландии срочно приводились в боевую готовность шесть линейных кораблей. Так была заложена основа флотилии Х года (в «переводе» с французского республиканского календаря на привычный григорианский получается 1801-1802 год). В ответ англичане сформировали несколько отрядов. Первый — под командованием вице-адмирала Нельсона — состоял из 32-пушечного фрегата «Юнити» (позже его сменил однотипный фрегат «Медюз»), семи бомбардирских судов и 28 канонерских лодок. Он крейсировал между мысом Орфорд-Несс в Саффолке и мысом Бичи-Хед в Восточном Суссексе. Вторым отрядом командовал адмирал Томас Грейвз. Он насчитывал три линкора, семь канонерок, один брандер, два бомбардирских судна, один тендер и один бриг и следил за голландскими портами Флиссинген и Брилем. Третий, состоявший из шести линкоров и двадцати более мелких судов, возглавлял адмирал Диксон. Он блокировал голландский флот у острова Тексел на севере Нидерландов.

В ночь на 4 августа 1801 года Нельсон подошёл к Булони и, пользуясь попутным ветром, выстроил бомбардирские суда для обстрела порта и гавани. Вице-адмирал запретил пушкарям вести огонь по жилым кварталам города. Французы, видя приготовления противника, решили помешать англичанам прорваться на рейд и на входе в порт выстроили цепью 24 малых корабля.

Как только рассвело, противники начали перестрелку, а бомбардирские суда открыли огонь по порту и гавани. Стрельба длилась 16 часов, было выпущено 848 бомб. По данным англичан, они потопили три французских брига, а шесть прамов выбросились на берег — очевидно, они были сильно повреждены. Французы подтверждают потерю только двух канонерок (одна из них потом была восстановлена). Один англичанин погиб, двое получили тяжёлые ранения. Французы потопили одну британскую канонерскую лодку. В принципе, бой закончился вничью: Булонская флотилия смогла отстоять гавань и порт, где располагались верфи.

Нельсона такое положение дел не устраивало, и он решил на следующий день произвести ночную атаку. Канонерки и мортирные боты были разделены на четыре отряда по шесть судов в каждом. В 23:30 они взяли курс на Булонь. Из-за безлунной ночи, ветра и приливного течения три из четырёх отрядов оказались западнее входа в гавань. Один только отряд кэптена Соммервилла атаковал французские корабли в гавани. Однако предусмотрительный Латуш-Тревиль на входе на рейд поставил сети и разместил на берегу три батальона солдат с артиллерией. Британцы, войдя на рейд, оказались под перекрёстным огнём. Летящая с берега картечь, два французских брига у причалов и стоящий в западной части бухты люгер косили экипажи английских судов. В результате Соммервилл вынужден был повернуть и уйти в море.

15 августа состоялась ещё одна, столь же неудачная, атака. Более того, французы смогли сильно повредить фрегат «Медюз», а его командир, кэптен Гор, погиб. Всего британцы потеряли четырёх офицеров, 33 моряка, семь морских пехотинцев убитыми, а 14 офицеров, 84 моряка и 30 морпехов — ранеными. Множество английских канонерок получили тяжёлые повреждения. На следующий день Нельсон приказал сжечь протекавшие как решето лодки «Хаунд» и «Маллард». Ещё несколько канонерок вылетело на берег, где их захватил противник. Правда, Нельсон успел снять с них экипажи. Французские источники сообщают о шести потопленных британских судах, 20 захваченных и четырёх вылетевших на мель. В эти цифры верится слабо: пленных у французов не было, а при захвате 20 кораблей это нонсенс.

Рейд показал, что в случае необходимости англичане смогут серьезно угрожать французской флотилии. Да, Нельсона подвёл его авантюризм. Однако, если бы англичане выделили побольше сил, французы не смогли бы удержать за собой рейд Булони. Латуш-Тревиль предложил Бонапарту перевести туда голландские линейные корабли, но те ещё не были готовы. Да и блокирующие эскадры англичан не позволяли надеяться на успех этого плана.

Зимой 1801–1802 годов строительство «малого флота» было заморожено. Бо́льшая часть лодок, стоявших на открытом воздухе, за зиму просто сгнила, потому как для их постройки использовался сырой лес. К апрелю в строю оставалось только 27 судов. Все они были пущены на слом в начале 1803 года.


После заключения Амьенского мира в марте 1802 года могло показаться, что войны с Англией остались в прошлом. Но это было совсем не так. Англия, пусть даже ушедшая из Европы, оставалась для Франции врагом номер один.





3 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page