Дети и подростки в военно-исторической реконструкции.
Могут ли дети и подростки участвовать в военно-исторической реконструкции?
Рассказывает для Вас Сабир Еникеев.
Внимание: присутствует в том числе и сугубо личное мнение!!!
Понимаете, не следует думать, будто бы существует некая Партия Реконструкторов с единой структурой, системой вступления и членства, уставом и т. д. Заверяю, это не так. И вопрос этот крайне сложный, в том числе и в плане отношения к нему самих реконструкторов. Поверьте, проблема выходит далеко за рамки элементарного с виду "можно или нельзя?".
"Официально" - нет: лицам до 18 лет нельзя принимать участие в военно-исторической реконструкции. Если слово "официально" вообще применимо в данном случае. Ибо, как я уже неоднократно писал, на сегодняшний день движение реконструкции существует строго на конфедеративных началах. Даже внутри немногих организаций, которые имеют место быть, отношения преимущественно конфедеративные.
Другой вопрос, что возрастное ограничение может ввести официальный организатор фестиваля - вот это уже важнее. Правда, это далеко не всегда является непреодолимым препятствием. Ситуации могут быть различными.
На низовом уровне подобного рода вопросы находятся в ведении сугубо руководителей исторических клубов. Каждый конкретный командир клуба сам определяет, допускать ли к участию в мероприятии несовершеннолетних. На уровне клуба - это его полномочия. Если командир адекватный (а большая часть, слава богам, такими и являются), то он будет разбираться каждый раз по отдельности: что это за молодой человек, сколько ему точно лет, насколько он коммуникабелен и серьёзен, насколько ему интересно движение в целом. Обязательно предстоит разговор с его родителями - это очень важно: ведь подросток может оказаться адекватным, а родители - нет. К родителям вообще крайне важно найти подход: объяснить им, а что мы вообще из себя представляем. Клянусь, многие искренне не понимают, в чем смысл нашего движения и куда так рвется их чадо. Многих пугают денежные затраты. Хотя если ребенок будет серьезно заниматься каким-нибудь другим хобби, траты и там будут велики. У меня вот среди родственников один мальчик с ранних лет наметил себе путь профессионального хоккеиста, так его родители столько денег в это дело вложили... Серьезно больше, чем то, во что обойдется начальный комплект формы и снаряжения.
С нашим командиром однажды произошел и такой случай: в полк вступил мальчик, смышленный, усердный, дружелюбный, горел историей... И все, вроде бы, замечательно. Но через недельку-другую звонит какая-то безумная женщина с воплями "В какую секту вы втянули моего внука!?"
Одним словом, в каждой конкретной ситуации нужен отдельных подход. Так, Ваш покорный слуга впервые принял участие в сражении в 16 лет, а было это в далеком 2012 году на фестивале, посвященном битве при Малоярославце.
И вот тут мы плавно подходим к проблеме отношения вообще к участию детей в реконструкции. Здесь все еще сложнее, есть аргументы как "за", так и "против". Начнем с "за".
Главный из них заключается в том, что популяризация истории среди молодёжи - это в принципе важнейшая задача нашего движения. Практика наших интерактивных выступлений и мастер-классов показывает, что дети загораются чем-то таким быстрее, чем порох: все эти мечи, сабли, шлемы, сёдла вызывают у детей и подростков просто бешенный восторг. В перспективе именно из такой молодежи получаются лучшие реконструкторы и не только.
Другой момент заключается в необходимости "омолодить" наше движение. Приток молодых людей сейчас довольно слабый. А между тем, в строю всё еще находятся люди, которые стояли у истоков реконструкции аж в 70-80-е годы! Или те, кого они привели в движение в 90-е и 2000-е. Средний возраст реконструкторов неуклонно ползет вверх, и приток свежих сил нам необходим.
Основной смысл аргументов "за" таков. Теперь переходим к доводом против участия детей. Заранее отмечу, что участие детей и подростков в исторической реконструкции тянет за собой множество проблем.
Первая из них заключается в том, что на руководителях исторических клубов и так лежит громадная ответственность, и они подчас не готовы взваливать себе на плечи еще и ответственность за несовершеннолетнего. Особенно принимая во внимание, что в артиллерии предстоит много работать с... у нас не говорят "порох" - у нас есть "порошок". А в кавалерии ваши детки будут (подчеркиваю, БУДУТ) падать с коня. Нет таких, кто не падает.
Второй момент: у детей, как правило, не имеется достаточных средств для того, чтобы быстро сделать себе приличный комплект униформы и снаряжения. И ладно, если молодой человек пришел в пехоту... А в кавалерии - если заниматься ее реконструкцией правильно - стоимость набегает головокружительная... И это просто замечательно, если родители готовы помочь детскому увлечению финансово! Но такое бывает далеко не всегда. И если командир принимает в клуб молодого человека, который объективно еще не платежеспособен, он вполне сознательно (зачастую ради перспективы) жертвует презентабельностью своего клуба. Ведь один или несколько таких пока что плохо пошитых людей могут серьезно подпортить общую картину. Таким образом, подростки очень часто фигурируют в виде"покемонов" и "дрищей" на поле боя. Справедливости ради, если клуб хороший, то с высокой долей вероятности новичку товарищи соберут комплект с миру по нитке.
Про несерьезность детей вообще писать не буду. Ибо, во-первых, дети бывают сильно разные. А во-вторых, несерьезные потом либо уйдут, либо станут серьезными в скором времени.
Самый неоднозначный момент, но который я буду ревностно отстаивать до последнего - это историческая несовместимость "службы" детей в определенных подразделениях. Что уж говорить, в армиях есть элита, а есть обычные части. Возьмем для примера Императорскую Старую Гвардию Наполеона - элитнейший, привилегированный корпус, куда производился строжайший отбор и куда мечтали попасть простые солдаты. Нужно было иметь определенный рост, определенное количество пройденных военных кампаний и лет выслуги, наконец, рекомендации командиров и награды. В битве при Ханау 30 октября 1813 года солдаты Старой Гвардии перед тем, как атаковать строй неприятельских солдат, остановились и демонстративно разрядили свои ружья. Тем самым они показывали свое презрение к врагу и как бы заявляли, что считают для себя недостойным заниматься перестрелками: они сейчас пойдут и нанижут всех на штыки.
И когда я вижу детей в форме Старой Гвардии на фестивалях... как минимум, я теряю веру в человечество. Подчеркиваю: даже не подростков, а именно детей! Вот такому я буду противиться категорически!
Я уверен, что список аргументов в пользу обеих точек зрения можно ещё продолжить. Что же касается моего личного отношения, то оно следующее: я, безусловно, являюсь сторонником привлечения молодежи в наши ряды. Но без крайностей! Во всем надо знать меру, а лучший способ избежать перегибов - разбираться в каждом конкретном случае индивидуально. Крайности для меня - это, к примеру, совсем малыши в униформе и в строю. Или чуть повзрослее, но отвратительно экипированные. Вне зависимости от возраста, "покемонов" и "дрищей" я бы в строю точно никогда не потерпел, будь я командиром клуба. Одно я могу сказать с абсолютной уверенностью: никаких принципиальных и непреодолимых препятствий к участию подрастающего поколения в движении исторической реконструкции не существует! Дерзайте и всё у вас получится!
Comments