Обычно олицетворяют облик Наполеона с его войнами и юридической и государственной деятельностью. Половина Франции до сих пор почитает Наполеона как великого полководца и государственного деятеля, реорганизовавшего законодательство и систему управления Франции и ряда других стран. А вторая половина преклоняется перед Наполеоном как перед выдающимся просветителем, создавшим во Франции основы для культурного развития нации и материального производства на основе фундаментальной и прикладной науки.
Наполеон, как и Петр I, был выдающимся модернизатором и инноватором, выражаясь на языке нашего столетия. В период, когда страна оказалась перед угрозой голодной катастрофы вследствие неурожая зерновых, Наполеон за несколько лет сумел создать условия для увеличения производства картофеля с десятков тонн до десятков миллионов тонн.
Наполеон питал к науке и ученым глубокое уважение. Неосведомленность, некомпетентность в научных вопросах были в его глазах непростительным пороком. Однажды Бернарден де Сен-Пьер, прославленный писатель, чей талант Наполеон высоко ценил, пожаловаться императору на то, что некоторые ученые относятся к нему без должного уважения. Наполеон на минуту задумался.
— Скажите, — спросил он после недолгой паузы, — а вы знакомы с дифференциальным исчислением?
— Нет! — чистосердечно признался писатель.
— Так что же вы жалуетесь?!
В переписке Наполеона «Correspondance de Napoleon 1-er publiee par ordre de l'Empereur Napoleon III» в хронологическом порядке без всяких комментариев приведены все письма, приказы, декреты, резолюции и пр., написанные или продиктованные Наполеоном лично или же им подписанные и написанные от его имени.
Во время египетского похода, перед сражением у Александрии, Наполеон построил свою армию в каре, в середине которого расположил ученых, сопровождавших армию, и вьючных животных. Приказ на этот счет звучал так: «Армию — в каре. Ослов и ученых в середину».
26 декабря 1797 г. Наполеон пишет президенту Института (Академии наук): «Избрание меня выдающимися людьми, составляющими Институт, оказывает мне честь. Я хорошо чувствую, что ранее чем стать с ними равным, я долгое время буду их учеником. Если бы был более разительный способ показать им мое уважение, я бы им воспользовался.Истинные завоевания, единственные, которые не оставляют сожалений, суть те, которые делаются за счет неведения. Наиболее почетное занятие, как и наиболее полезное для наций, это способствовать распространению человеческих идей. Истинная мощь Французской Республики должна с этих пор состоять в том, чтобы не было ни одной новой идеи, которая бы ей не принадлежала».
С этих пор, покуда он не стал императором, во всех случаях к своему пол¬ному титулу он прибавлял слова: «Меmbrе de l'Institut» (член Академии наук).
В 1798 г., составляя план и все распоряжения по экспедиции для завоевания Египта, он образует при армии научную комиссию в составе: астрономов — Данго и Дюка Лашапеля; математиков — Коста, Фурье, Монжа, Мол-ларда; воздухоплавателя Конте; натуралистов — Туена, С. Иллера, Делиля; минералога Доломье; химика Бертолле; археолога Дюпюи. Поручает литератору С. составить ему походную библиотеку из отделов: точных наук, географии, исто¬рии, поэзии, романов, политики и морали. Захватив по дороге в Египет о. Мальту, Наполеон приказывает Мон-жу и Бертолле осмотреть хранилище ордена Иоаннитов и выяснить, что в них есть ценного, а затем поручает Бертолле переплавить все золото и серебро в слитки. В Египте он поручает Монжу, Бертолле и начальнику инженеров оборудовать в Каире здание, в котором помещалась бы французская и арабская ти¬пографии, химическая и физическая лаборатории, библиотека, зала для заседаний, и если окажется возможным, то и обсерватория.
Приказом от 22 августа 1798 г. Наполеон образует Академию, давая в этом приказе ее устав, сам становится во главе ее математического отдела.
23 августа лично открывает первое заседание этой академии и предлагает ей следующие вопросы или темы:
1. Употребляемые при армии хлебопекарные печи могут ли быть улучшены в смысле расхода топлива и каким образом.
2. Есть ли в Египте способы заменить чем-нибудь хмель при пивоварении.
3. Какие применяются способы для очистки и освежения нильской воды.
4. При имеющем место положении дел в Каире, что выгоднее — построить ветряную или водяную мельницу.
5. Находятся ли в Египте средства для выделки пороха и какие именно.
6. Какое состояние в Египте юриспруденции порядка гражданского и уго¬ловного судопроизводства и народного образования. Какие здесь возможны улуч¬шения и какие желательны для блага народа».
Для решения этих вопросов образуются отдельные академические комиссии. В Каире он образует для местного управления собрание из почетных граждан — «диван» и назначает Монжа и Бертолле комиссарами — руководителями его, торопит академика Конте с устройством мастерских и мельниц, привлекает Монжа и Бертолле к составлению проекта больницы для бедных на 400 коек. Когда араб, смотритель при водомерном столбе, служившем с незапамятных времен для отметки стояния воды в Ниле, жалуется на порчу ограды солдата¬ми, он приказывает начальнику инженеров Кафарелли: «Обратить на этот предмет самое серьезное внимание и донести, что сделано».
Вернувшись 15 октября 1799 г. в Париж, он уже 1 октября пишет Лапласу: «Я получил с благодарностью экземпляр вашего превосходного труда, который вы мне послали (первый том «Небесной механики»). Первые шесть меся¬цев, которые я буду иметь в своем распоряжении, я употреблю на прочтение его. Если вам не предстоит ничего лучшего, будьте любезны зайти завтра ко мне отобедать. Почтительный привет г-же Лаплас».
В 1801 г. он приказывает написать благодарственные письма застрявшим в Египте, вследствие тесной блокады английским флотом, членам ученой ко¬миссии Конте, Фурье и Шампи и выдать в утешение их женам по 3000 фран¬ков не в зачет, выдать Фултону 10 000 франков на опыты с подводной лодкой «Наутилус», выдать Вольте, находившемуся в бедственном положении, 6000 франков.
Посетив «пританей» (учебно-воспитательное учреждение) Ст. Сира в Париже, Наполеон 14 мая 1801 г. обращает внимание министра Шапталя на найденные им беспорядки в администрации и устройстве этого учебного заведения, на отсутствие библиотеки и пр. и предписывает разработать ряд мер к общему улучшению учебных заведений. Представленный проект он не одобряет.
11 июня испещряет его целым рядом замечаний и подробных указаний для его переработки.
19 мая он благодарит Карно за поднесенный ему экземпляр «Геометрии положения» и добавляет: «Я прочту Вашу книгу с тем интересом, который я питаю к математическим наукам и к вам лично», но до самых последних месяцев своего правления, когда, после бегства с о. Эльбы, он назначил Карно — «организатора победы» революционных армий — комендантом Антверпена, он оставляет его не у дел.
8 мая 1802 г. он издает декрет, которым поручает Институту сделать обо¬зрение успехов науки и искусств за время с 1789 г. и повторять таковое каждое пятилетие, причем этот обзор должен быть представляем консулам Республики в торжественном заседании Государственного совета депутацией из трех членов Института.
Вместе с обзором Институт должен представлять и свои воззрения о но¬вых открытиях и их пользе, о мерах поощрения, способствующих развитию наук, и об улучшении методов преподавания в общественных школах.
15 июня 1802 г. Наполеон устанавливает при Институте ежегодную премию в виде золотой медали ценою в 3000 франков за наилучший опыт по гальванизму и поощрение в 6000 франков тому, кто своими открытиями, подобно Вольте и Франклину, продвинет вперед науку об электричестве и магнетизме, предугадывая великое значение этой, тогда едва только подмеченной величайшей силы природы; он заканчивает свое письмо министру Шапталю пророческими словами: «Моя цель состоит в поощрении, в привлечении внимания физиков на этот отдел физики, представляющий, как мне чувствуется, путь к великим открытиям».
24 ноября 1802 г. он просит Лапласа составить «самую краткую и самую ясную записку» о том, что сделано при Бюро мер и весов относительно моне¬ты, а также сообщить вполне определенно, что делал Ньютон, когда, будучи начальником Монетного двора, он, быстро восстановил и упорядочил монетное обращение в Англии за сто лет перед тем.
Как справился Лаплас со второй частью этого поручения, неизвестно, так как о Ньютоне знал лишь, что в течение первого же года своего управления он, не прибавив ни одного нового станка, увеличил выпуск монеты в восемь раз против того, что считалось крайними пределами его предшественниками.
Вероятно, Лапласу было легче решать труднейшие вопросы небесной меха¬ники, нежели проникнуть в тайники архивов английского парламента, где хранятся, кажется до сих пор, неопубликованные отчеты Ньютона.
3-му тому своей «Небесной механики» Лаплас предпослал следующее посвящение: «Бонапарту, члену Института. Гражданин первый консул! Вы мне раз¬решили посвятить вам этот труд. Мне приятно и для меня лестно поднести его герою: умиротворителю Европы, которому Франция обязана своим благоденствием, своим величием и наиболее блестящей эпохой своей славы; учено¬му покровителю науки, который, будучи ими образован, видит в изучении источник самого благородного наслаждения и в их успехе усматривает усовершенствование всех искусств полезных в общественном строе.
Пусть этот труд, посвященный самой высшей из естественных наук, послу¬жит прочным памятником благодарности, внушаемой Вашим приемом и благо¬деяниями правительства деятелям науки. Из всех истин, в нем заключающих¬ся, выражение этого чувства будет для меня самою драгоценною.
Привет и уважение Лаплас».
26 ноября 1802 г. Бонапарт в ответ на это посвящение писал Лапласу: «Гражданин Лаплас, сенатор! Все, что я прочел в Вашем труде, показалось мне столь совершенно ясным, что я с нетерпением жду возможности посвятить не¬сколько недель на его прочтение.
Я чувствую сожаление, что не могу посвятить на этот труд столько времени и столько внимания, как он заслуживает. Для меня этим представляется новый повод огорчения, что сила обстоятельств направила меня на другую карьеру, где я нахожусь столь далеко от науки. Благодарю Вас за ваше посвящение, которое я принимаю с большим удовольствием, и я желаю, чтобы будущие поколе¬ния, читая вашу «Небесную механику», не забывали об уважении и дружбе, которые я испытываю к ее автору».
Предвычислять движения светил небесных Лаплас умел безошибочно, но пред-вычислить, что только что заключенный Амьенский мир продлится едва не-сколько месяцев и что «герой — умиротворитель Европы» начнет эпоху нескончаемых войн, ему не удалось.
8 февраля 1803 г. Бонапарт в следующих выражениях поручает члену Ин¬ститута, знаменитому минералогу аббату Гайу, составить элементарный учебник математики для национальных лицеев: «Доверие, которое я имею к Вашему высокому таланту, заставляет меня выразить пожелание, чтобы Вы приняли на себя труд составления элементарного учебника для класса математики национальных лицеев.
Вы заняты важными работами, но я жду от этого труда наибольшую пользу, на которую можно рассчитывать — это распространение ясности в столь важной области человеческих знаний. Я желаю, чтобы Вы всецело занялись этим делом и закончили его к началу будущего года.
Я ожидаю от Вас этого доказательства Вашей преданности и Вашего рвения».
Замечательно, что такое поручение он возлагает не на присяжного математика, как Лагранж, Лаплас, Фурье, Монж, Прони и пр., а на аббата-минералога, сумев¬шего внести ясность в теорию строения кристаллов, можно сказать, создав ее за¬ново. Ясность же в изложении математики Наполеон ставил в первую голову.
Став императором, Наполеон ассигнует новые средства на расширение поли¬технической школы и 16 февраля 1805 г. посылает министру Шампиньи руководящую записку о преподавании в лицеях, организации преподавательского состава и привлечении в него наиболее способных людей, обеспечивая их служебное положение и давая им возможность выходить до занятия наиболее почетных должностей и наиболее почетного положения в государстве.
Последующие правительства не посмели ломать установлений признанного ге¬ния. Вот почему мы и видим, наряду с сенаторами графом Лагранжем, марки¬зом Лапласом, баронов Фурье и Коши и пэров Франции Пуансо и Пуассона.
6 июня 1805 г. он благодарит письмом Лапласа за IV том «Небесной меха¬ники», но на этот раз уже не обещает его прочесть.
В апреле 1806 г. он пишет маленькую записочку министру Шампиньи: «Когда будет закончен перевод географии Страбона?» Наверное, можно сказать, что после этого перевод пошел быстро.
Приведенные выдержки говорят сами за себя и ни в каких комментариях не нуждаются.
(Переписка Наполеона I, опубликованная по указанию императора Наполеона III ).
Пьер-Симон Лаплас - Французский математик, механик, физик и астроном; известен работами в области небесной механики, дифференциальных уравнений, один из создателей теории вероятностей. Заслуги Лапласа в области чистой и прикладной математики и особенно в астрономии громадны: он усовершенствовал почти все разделы этих наук.
Жан-Батист Жозеф Фурье (1768 — 1830)
Французский математик и физик. Член Парижской академии наук, Французской академии, иностранный член Лондонского королевского общества, иностранный почётный член Петербургской академии наук.
Клод Луи Бертолле - Французский химик. Член Парижской академии наук, Лондонского королевского общества.
Гаспар Монж - Французский математик, геометр, государственный деятель, морской министр Франции.
Comments